о дизайне, фотографии, кино и анимации, играх и жизни

Метод прогрессивного джипега или «от общего к частному»

27 апреля 2016, 0:24

Работа хорошего дизайнера начинается с культурного поиска, анализа и эскизов.

Эскиз — важный этап работы, который часто недооценивают или слишком рано переходят к чистовой версии и пропадают в деталях. Однако эскиз не должен заканчиваться на бумаге. Он должен равномерно «прожариваться» от грубого наброска идеи до конечного понятного результата.

Чтобы работать быстро, не ударяться в детали и всегда видеть картину целиком, существует метод прогрессивного джипега:

  1. Описание метода в Ководстве Артемия Лебедева.
  2. Сборка макета из чужих картинок в совете Ильи Бирмана.
  3. Совет Миши Нозика о том, как применять метод прогрессивного джипега.

В художественной среде этот метод придумали давно и назвали «от общего к частному». В институте нас часто ругали, когда кто-то начинал вырисовывать глазик Аполлона или пересчитывать кудри Антиноя, в то время как всё остальное только только намечено или не намечено вовсе. Такой товарищ рисковал потратить впустую кучу времени. К нему мог подойти преподаватель и сказать, что с анатомией полный провал, на листе плохо усажено, да ещё и силуэт плохой. И товарищу приходилось пол работы стирать и рисовать заново.

Применение метода выходит далеко за рамки дизайна и художественной среды.

Хочу рассказать, как применять метод в разных областях. В качестве примеров возьму направления, в которых мне довелось поработать и те, которыми я интересуюсь.

Чтобы не утонуть в подробностях и сконцентрироваться на главной мысли, я нарочно опущу некоторые детали и утрирую этапы.

В анимации

Процесс производства кино и анимации сложен — чем больше людей, бюджета и ресурсов задействовано, тем фатальнее возможные ошибки.

Полная обработка одного анимационного кадра, в зависимости от крупности проекта, занимает от нескольких часов до нескольких дней. Нетрудно догадаться, что финальная визуализация красивой картинки приходится на самую последнюю очередь и занимает весомую часть времени производства.

Как же быть, если знаешь, что готовый полнометражный мультфильм получишь только через пару лет? А если выяснится, что сцена, описанная в сценарии слишком затянута и её надо чем-то разбавить? А если порядок сцен на бумаге не вызывал вопросов, а на экране запутает зрителя? Такие «если» окружат каждый проект.

Чтобы полностью контролировать процесс и видеть картину целиком на каждом шаге производства, метод прогрессивного джипега в анимации и кино оформился в стандартную процедуру с конкретными этапами.

Сначала пишут сценарий, иногда его сопровождают авторские зарисовки или аналоги, чтобы обозначить идею и видение проекта.

Далее подробно описывают действия — кто, что, куда и как движется, меняется и так далее.

Затем рисуют раскадровку с подписями для каждой сцены. Получается комикс:

При работе над крупными проектами кадры могут рисовать отдельно, чтобы легко их переставлять:

Параллельно художники рисуют цветовую раскадровку, так называемый колор скрипт, в котором задают цветовое настроение сцен и общий градиент повествования. Так аниматоры понимают, где слишком долго на зрителя воздействует одна гамма и где её надо разбавить — например, повествование в пустыне чередовать дневными и ночными сценами, закатом и рассветом, бурей или ясным небом:

Колор скрипт Дерека Томпсона к мультфильму Валли

Пример колор скрипта для Суперсемейки от Лу Романо, который занимался дизайном окружения, цвета и света:

Версии 2000 и 2003 года

Следующий шаг — аниматик. По сути это грубая «эскизная» анимация. Аниматик можно разбить на этапы, увеличивая степень проработки в каждом последующем. Например, сначала взять и смонтировать раскадровку, подставить музыку и звуки — получится оживший комикс.

Когда готов оживший комикс, уже понятна примерная длительность видеоряда и общее впечатление. Далее можно постепенно усложнять каждую сцену комикса — добавлять лёгкую анимацию, прикидывать тайминги, динамику, где ускорить, а где притормозить:

Аниматик Криса О'Дауда для мультфильма Валли

Постепенно черновые сцены заменяются чистовыми. Когда все чистовые сцены готовы, их монтируют в мультфильм, корректируют цвета, сводят звуковые дорожки и накладывают музыку.

Продолжение в следующих заметках :)

Поделиться
Запинить
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter